Автор: Маргарита Истомина, психолог.
Практикующий специалист в области семейной психологии.
Работает с детьми и подростками, а также с детьми с РАС.
Любовь вынуждает нас создавать вокруг ребёнка стерильные условия, в которых нет ни печалей, ни страстей. На мой взгляд, наш долг не только в том, чтобы постараться уберечь ребёнка от бед и страданий, но и рассказать, что всё это неизбежно встречается в нашей жизни.
В данной статье мы обсудим основные принципы восприятия ребенком темы смерти. На протяжении двенадцати лет мне довелось работать с большим количеством семей и детьми разных возрастов. Хотелось бы отметить, что уровень восприятия, естественным образом, отличается в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Все что можно сказать дошкольнику или младшему школьнику, однозначно не будет воспринято подростком, и наоборот. Современными психологами было проведено исследование среди детей, с целью выяснить, насколько ребенок понимает феномен смерти, а также ее неизбежность.
Для проверки понимания принципа неизбежности смерти, детей просили назвать живые существа и ответить, умрут они или нет. Интересно, что старшие дети чаще всего упоминали людей, а младшие — нет. Большинство детей приходят к биологически зрелому пониманию сущности смерти к десятилетнему возрасту, но многое зависит от того, насколько часто окружающие ребенка взрослые поднимают эту тему.
В современном обществе не принято разговаривать о смерти, и ребенок достаточно редко сталкивается со смертью не только людей, но и животных. В 80% случаев в моей личной практики тема смерти – абсолютное табу. Родители объясняют это тем, что не хотят привносить боль в жизнь ребенка. Однако, только через переживания человек может приобрести опыт преодоления. Расширяя понимание, мы способствуем мобилизации внутренних ресурсов, которые помогут нашему ребенку стать эмоционально более устойчивым и сильным.
«Следует ли говорить с ребенком о смерти, особенно если она касается непосредственно его самого?»
Непременно! Другой вопрос – когда и как?
Далее мы сталкиваемся с необходимостью выбора алгоритма действий. Очевидно, что универсальных ответов не существует, тем не мене, есть определенные принципы, которые помогут нам найти те самые слова и создать те самые условия, которые поспособствуют облегчению страданий ребенка.
Смерть — это навсегда и это неизбежно, что-то вроде бесконечного сна, то, что мы не в силах контролировать. Ребенку необязательно по-настоящему знать биологические основы смерти, но утаивать эту тему, мы не имеем права.
Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда родитель, проецируя свои переживания на ребенка, наделяет его некой немощью в переживаниях, блокирует и вытесняет сложные темы для обсуждения. Таким образом формируется когнитивная, ментальная пропасть, в которой ребенок вынужденно остается наедине со своими переживаниями. Так же, зачастую, без внимания остаются наличие или отсутствие тревог и страхов в сознании ребенка. Тем самым, мы причиняем еще большую боль и страдания ребенку, игнорируя его реальные потребности, не оказывая должного внимания его переживаниям.
На протяжении многих лет я убеждаюсь в том, что, поданное в приемлемой форме даже самое сложное содержание, ребенок готов воспринимать, вникать в него, а главное — искать ответы на вопросы самостоятельно.
Поскольку тема смерти — это всегда тайна, не допускающая универсальных ответов, у нас остается возможность сопровождать и укреплять ребенка находясь рядом, проживая каждый день без оглядки на неминуемую смерть. Главным принципом поддержки ребенка является сама жизнь, в которой есть время и место прогулкам, подаркам, помощи, прикосновениям, а главное — поощрению за стойкость и силу духа.
Не менее важно выстраивать с ребенком доверительные и теплые отношения, а главное не лукавить перед лицом ребенка. Ведь никто, кроме нас самих не способен найти те подходящие слова, которые окажутся целительными для каждого конкретного ребенка. Нам не стоит бояться показаться слабо информированными, растерянными людьми, у которых нет заранее заготовленных ответов. Тема смерти не может остаться в стороне. Важно осознать главное условие – нам следует оставаться честными!
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать» — Антуан де Сент-Экзюпери, Маленький принц