Автор: Наталья Чубова, клинический психолог.
Практикующий специалист в области семейной психологии, работы с детьми школьного и дошкольного возраста, детьми с особенностями развития
Головной мозг человека очень хитрая субстанция, которая развивается достаточно долго. По разным данным окончательное развитие мозговых структур люди достигают к 25, а то и к 30 годам.
Не менее замысловатым является мозг подростка, переживающий множество изменений, которые оказывают влияние на отношение с окружающими людьми. Это происходит вследствие чрезмерной активности глубинных структур мозга, тем самым снижая возможность коркового контролирующего влияния. По этой причине подростки очень эмоциональны, порой даже аффективны.
Эмоциональная нестабильность подростка связанна с особенностями функционирования миндалевидного тела, которое находится в подкорковой структуре.
Миндалевидное тело играет ключевую роль в формировании эмоций.
В подростковом возрасте миндалевидное тело не всегда верно обрабатывает сигналы, поступающие из окружающего мира. В качестве сигналов могут быть эмоции и поведение других людей. Подростки большое значение уделяют эмоциям других людей, но часто неправильно их считывают. Какие-то эмоции не различают, а какие- то усиливают. Вот почему любая фраза со стороны родителей внезапно может вызвать у подростка аффективное состояние.
В самом деле, подросткам сложно контролировать свое поведение так, как это делают взрослые. Прежде чем выдать эмоциональную реакцию взрослый человек оценит ситуацию, человека, который перед ним находится и постарается выдать взвешенную реакцию. Да она будет эмоциональной, но не будет аффекта.
Почему же так не могут делать подростки?
Дело в том, что префронтальная кора головного мозга, лобные зоны, где находится субстрат, который отвечает за контроль и программирование поведения, оценку последствий находится в процессе развития.
Зная особенности развития мозга в подростковом возрасте, у взрослого человека/родителя, появляются ответы на вопросы, которые появляются на этапе взросления ребенка. Возможность посмотреть на действия и поступки своего чада не так критично, а понять и протянуть руку помощи в этот непростой период для ребёнка.