Автор: Маргарита Истомина, психолог.
Практикующий специалист в области семейной психологии.
Работает с детьми и подростками, а также с детьми с РАС.
Ребёнок – зеркало поступков родителей
Иоганн Генрих Песталоцци
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим, занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка к ближайшему окружению, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т. п.). Очень важно на собственном примере показывать и разъяснять, как можно выражать сочувствие, сопереживание, отзывчивость и доброту к окружающим людям, природе, себе самому и к ближнему, который не всегда такой ка ты. При терпеливом отношении взрослых к детям, которые могут вести себя непредсказуемо и нетипично, напряжение снимается, само собой автоматически. Умение сочувствовать, сорадоваться и сопереживать открывает новые горизонты для общения.
Типичные ошибки и способы их предотвращения:
В первую очередь, это неготовность родителей с обоих сторон к негативной реакции детей на возникшую коммуникацию. Часто, я слышу, что родители больного ребенка не хотят сталкиваться с ситуацией непонимания, любая утрата чувства безопасности, ведет к возрастанию чувства тревоги, возникает эмоциональная фокусировка на больном ребенке, что наносит страдание, а также травмирует родителя и ребенка. Сами родители, испытывая страх, мешают наладить коммуникацию. Взрослые бывают напуганы, тем самым транслируют свою неуверенность детям, вместо того, чтобы вступить в диалог и подобрать, приемлемую форму для коммуникации. Порой родители вовсе лишают детей какого-либо общения и выбирают изоляцию или избегание. Нужно не забывать, что дети скорее отреагируют на неуверенного родителя, нежели на саму ситуацию.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за реакции, которые для ребенка могут быть защитой от неизвестного, а значит опасного в картине мира ребенка. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь наладить контакт.
«Вот ты сейчас показываешь пальцем или показываешь язык этой девочке — ей неприятно и очень грустно». На языке эмоций надо донести, что именно, такие действия могут причинить другому ребёнку.
Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности и тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывая внутренний дискомфорт. Я часто слышу от родителей такое сожаление, что они боятся прийти на детскую площадку, где на них косо смотрят. Если родитель видит, что над его ребёнком шутят, важно выступить в роли защитника. Не кричать на других детей, не нападать на родителей, но оказать поддержку.
Основные принципы успешного общения:
- Убедитесь в собственной уверенности;
- Расскажите ребёнку, как правильно себя вести;
- Ни в коем случае не делайте из события проблему, ваша задача — позитивно настроить ребёнка, объяснить, что мир многообразен и все дети разные;
- Проходя мимо детей с особыми потребностями в присутствии ребенка рассказывайте родным и знакомым о том, что есть такие дети, и они справедливо имеют право на жизнь и коммуникации, приводите примеры из жизни;
- Готовьте ребёнка к общению заранее, чтобы в случае случайной встречи, ребенок знал, как следует себя вести;
- Поговорите с ребёнком о возможных трудностях в общении и способах их преодоления. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома;
- Научите ребенка знакомиться с такими детьми, обращаться к ним по имени, не отнимать игрушки, предлагать свою помощь;
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний;
- Никогда не пугайте ребёнка детьми с ограниченными возможностями здоровья, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды.