Автор: Маргарита Истомина, психолог.
Практикующий специалист в области семейной психологии.
Работает с детьми и подростками, а также с детьми с РАС
С самого рождения окружение ребенка состоит из близких, знакомых и вовсе незнакомых ему людей. Восприятие мира ребенком является фундаментом знаний и умений. Дети — «цветы жизни» и очень не хотелось бы, чтобы мы, родители, ограничивали им угол восприятия мира, формируя безразличие, равнодушие и малодушие, оборачивая наши плоды воспитания в «непредсказуемые букеты». Ведь равнодушные всегда идут мимо жизни, формируя жестокосердие и узость ума. Восприятие под разным углом становится проводником в окружающий мир и базой для последующего обучения. Не секрет, что большинство наших привычек закладывается в раннем детстве. Реакции, страхи, ощущение собственной значимости основываются знаниях и ощущениях, полученных в прошлом. Чтобы понять, как рассказать ребенку о том, что есть дети не похожие на него, следует понять, как малыш собирает информацию, анализирует и использует полученные данные.
Важно уделять внимание социализации наших детей, расширяя их кругозор, а также не бояться сталкивать наших детей с темами, которые нам «кажутся» тяжелыми. Важным социальным навыком, на мой взгляд, является знакомство детей с другими, особенно с теми, кто отличается от них или испытывает нужду.
Примерно с трёх лет можно рассказывать ребёнку, что все люди разные. Со временем, он увидит человека на инвалидном кресле и у него возникнет вопрос, на который у нас должен быть ответ. Нередко дети застают нас врасплох вопросами: «А почему этот мальчик едет на коляске?», «Зачем этот ребенок опирается на палку?», «Почему эта девочка не говорит и странно двигается?». Обычно родителей это приводит в некое замешательство.
В школе, как и в обществе в целом, также существует ряд проблем:
- отсутствие достаточной информированности детей о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
- отсутствие у детей навыков общения с детьми-инвалидами;
- отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников с инвалидностью и научиться общению с ними;
Родителям следует помнить о том, что в своих высказываниях дети бывают слишком строги, а порой даже жестоки по отношению к тем, кто отличается от них, поэтому обязательно необходимо поднимать с ребенком эту тему. Значение Слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Именно неосознанность ведет к жестокости. Не игнорируйте всевозможные «почему?», старайтесь рассказать обо всех деталях, интересующих ребенка касательно особенных детей.
Говорить ребёнку, что есть дети, которые болеют и страдают, не правильно, особенно это касается дошкольников. Если малыш задаёт вопросы, важно донести до него, что все дети рождаются разными и у каждого свой особенный путь и предназначение.
Надо помнить, что тема коммуникации с людьми с особенными потребностями для ребенка является новым опытом общения, в котором он не может заранее представить себе полную картину, поэтому именно от поведения взрослого зависит успех в этом важном социальном вопросе.